вторник, 26 августа 2014 г.

Установка SSD диска в замену HDD на ноутбуке Samsung NP700Z3C

  1. Вступление.
  2. Железячная часть.
  3. Софтварная часть.
  4. Тесты.
  5. Заключение.

Вступление.

Не так давно решил вдохнуть свежесть в свой ноутбук 1.5-годичной давности. Прочитав документацию, я понял, что проблем особенных не возникнет, только надо будет разбирать нижнюю крышку, потому как ни одного слота доступа не предусмотрено.

Железячная часть.
(цифры, разборка, замена)

Оригинально ноутбук такой конфигурации - Samsung NP700Z3C.
Касательно дисковой системы, всё очень неплохо даже в оригинальной конфигурации, это диск HDD Hitachi на 750Gb при этом на 7200rpm, что очень хорошо для производительности, но хочу заметить, что я этого не чувствовал, может из-за того, что дома и ноутбук, и стационарный уже были с SSD.

Я случайно увидел обзор диска Corsair Force LX SSD, прочитал и понял, что с того момента, когда я покупал себе в ноутбук (который сейчас у жены) и стационарный компьютер SSD, цены упали практически в 2 раза, так и закралась мысль маленького апгрейда ноутбука.
Дома в ноутбуке Acer Timeline установлен SSD Corsair Force 3 на 120Gb (приобретал его за 140 евро, более 2 лет назад), в стационарном компьютере Kingston HyperX на 120Gb (тут уже опыт говорит, приобретал его за 150 евро, 2 года назад).
Немного посмотрел обзоры и тесты, сперва хотел опять же проверенный Kingston брать, сомнения были в 120-240Gb, но тут попался на глаза давно известный лидер Samsung, сперва я удивился характеристикам 840 серии, а потом посмотрел и цена оказалась очень приемлемая в 120 евро за 250Gb модель.
Ниже можно посмотреть фото разобранного ноутбука, со снятым диском.



Как вариант, снятый HDD можно поставить вместо DVD-ROM, у меня даже коробка-адаптер есть (фото --->), как раз плоская, должна влезть в ноутбук, на место оптического привода, пока правда не сильно рассматриваю такой вариант, потому как всё же мне не нужны такие объёмы на ноутбуке, я не храню на нём фото или фильмы, музыку впрочем тоже, дома есть файл-сервер, а на работе надо работать ;) 
Перед началом всех процедур, я проверил, что в ноутбуке установлен адаптер SATA3, соответственно, самые последние диски не будут ограничены по пропускной способности.
Также посетил нижеуказанные ресурсы, где подробно с фотографиями выложена последовательность разборки ноутбука и другая сопутствующая информация:

(Операционные системы, подготовка к миграции, партирование и копирование, запуск)

Если с железом было более менее просто и понятно, то возникало гораздо больше вопросов касательно миграции операционных систем, ведь предстояло перенести все партиции, а это recovery, uefi, windows 8 и ещё у меня 2 линукса установлено: Ubuntu (остался как бэкап вариант) и Arch linux, как основной рабочий, итого 7-8 партций. 
Ubuntu я решил не переносить, в нём не было надобности, его устанавливал когда нужно было быстро поднять систему, параллельно Windows 8, и не было времени разбираться в UEFI, партициях Windows 8, да и мало знал про новинки UEFI, поэтому доверился автоматике установщика Ubuntu, и всё прошло гладко.
Через несколько месяцев меня начал утомлять Ubuntu, всё в нём хорошо, в общем очень положительные впечатления, но работать в нём мне было очень непривычно. Изначальная спешка прошла и настало время добавить любимый Arch linux. Здесь вообще всё прошло как по маслу, ведь добавил партицию, установил туда Arch и добавил строчку в grub. (Тут нужно отметить, grub был установлен из под Ubuntu, так что я немного зависел от него, и в случае миграции, надо было корректно установить новый загрузчик и предусмотреть 2 системы - Windows 8 и Arch linux).

Также не стоит забывать не менее важную проблему, миграция ужималась 750Gb > 250Gb, соответственно нужно было заранее избавиться от всего лишнего и решить, что поедет на новый диск, а что нет.

Инцидент с Майкрософт (можно пропустить, если вам неинтересно, либо вы поклонник Майкрософт и не приемлете критики в сторону корпорации, либо просто не желаете на них ещё и время тратить)Можно перейти сразу к части - Миграция
Вот тут и произошёл очень интересный инцидент, когда я во время подготовки диска, удалении неиспользуемых программ, игр, файлов, решил зайти в Microsoft Store, чтобы удалить ненужные программы и там.
  • Сперва меня попросили ввести пароль от учётной записи, под которой я сейчас залогинен, для того чтобы убедиться что это Я, нет проблем введён.
  • Далее необходимо ввести данные учётной записи Майкрософт, под которой я хочу войти, опять ввожу, нет проблем.
  • И тут мне предлагают выбрать метод аутентификации, как я хочу получить проверочный код (варианты: мейл, телефон, звонок и ещё что-то)(опять сугубо убедиться я это или нет), выбираю мейл (их всего 2 у меня, оба доступны, оба на Gmail), жду 5 минут, ничего нет, проверяю папку спам - ничего, жду 10 мин, ничего, ладно, бывает.
  • Захожу обратно и теперь для отсылки кода выбираю SMS на телефон, жду, жду, жду, 5, 10 минут, ничего, начинаю раздражаться, всё как всегда у Майкрософт через одно место сделано.
  • Проходит около 30 минут, ничего не изменилось, и я решаю позвонить в поддержку, посмотреть как у них это работает, авось помогут :)
  • В поддержке мне стандартно предложили проверить спам и попробовать другой метод отправки кода, я уведомил, что всё уже сделано, мне сказали, что передадут мой случай дальше и со мной свяжутся.
  • Ответ я получил вечером, в течение 6 часов, это нормально, но главное, что он содержал, сперва как всегда стандартные шаги, а далее, если ничего не помогло (мой случай!) - 

"Если Вы пытались получить код на все добавленные сведения безопасности, но код по-прежнему не пришёл, то выберите опцию “Я больше их не использую”, а затем добавьте в учётную запись новые сведения безопасности. Для того, чтобы заменить неправильные или устаревшие сведения безопасности, пожалуйста, следуйте инструкциям в этой статье: Как заменить все сведения о безопасности?


После того, как Вы отметили все сведения безопасности как утерянные и добавили актуальные контактные данные, Вам необходимо подождать 30 дней для того, чтобы информация была обновлена. Вы сможете получить доступ к Вашей учётной записи, но не сможете зайти на страницы, которые содержат конфиденциальную информацию. Мы приносим свои извинения за предоставленные неудобства, но период ожидания поможет помешать злоумышленникам обновить Ваши данные безопасности и получить доступ к учётной записи без Вашего ведома. "

Мне особенно понравилась фраза - "Вам необоходимо подождать 30 дней...", чтобы уж совсем эпично было, надо было предложить скоротать время игрой в пасьянс или минёра.

Хочу отметить, я ничего не забывал, ни пароли к записям, ни мейл, телефон у меня не менялся последние 12 лет, доступ ко всему есть, но только не к аккаунту Майкрософт. При этом можно было бы сомневаться во всех этих проверках, если бы не сообщения, звонки и коды которые приходят от Гугла мгновенно, Ebay, Paypal, Steam, Foursquare всё в норме, только у Microsoft, всё как всегда через одно место - ...опу.

Такой вот замечательный ответ. Этот опыт убедил, что на моём диске нет места этой "деревянной" системе Windows 8, с их Microsoft, таким же подходом.
Примерно 10 лет использовал линукс как основную платформу (но всегда в DualBoot'e), теперь я решил оставить только линукс, что существенно упростило задачу, ведь линукс гораздо проще установить (имея опыт), потому что весь процесс контролируешь сам и за все ошибки отвечаешь.

Миграция
Новый SSD я подключил к домашнему стационарному компьютеру под Arch Linux, используя утилиту gdisk создал таблицу разделов GPT, затем сразу же 4 раздела:
  1. EFI
  2. Root system
  3. Home
  4. Swap
сохранил изменения на диск, создал необходимые файловые системы.
После, подмонтировал новые партиции в систему на десктопе и по сети скопировал/склонировал всё необходимое, что надо было перенести с ноутбука, основное - это систему, Root System (порядка 8Гб) и /home (тут 30Гб).
Далее следует физическая замена диска внутри ноутбука и первый запуск, конечно же с ошибкой от Windows 8, из-за оставшихся файлов в EFI директории (я тоже её скопировал, как понял потом, зря).
Загрузка ноутбука с live-CD Arch Linux, зашёл в chroot, воспользовался Arch wiki по Grub, установил grub для UEFI:
# grub-install --target=x86_64-efi --efi-directory=$esp --bootloader-id=grub --recheck --debug 

создал, новый конфигурационный файл, командой:
# grub-mkconfig -o /boot/grub/grub.cfg

поправил файл /etc/fstab, выставил в нём новые UUID партиций, перезагрузился, и вуаля, мой старый добрый интерфейс Arch Linux.

Я не расписывал шаги так уж подробно, думаю основные моменты итак понятны, тем более особенных проблем не возникло, всё достаточно просто и тривиально.

Тесты.
К сожалению, я не замерил время загрузки линукса на HDD, чтобы можно было сравнить цифры и так сказать воочию убедиться, но думаю, это итак понятно.
Ниже тесты скорости работы нового диска, и сравню я их со своим стационарным компьютером, на котором стоят HDD 3.5" Seagate 320Gb 7200rpm, а также с ноутбуком Acer Timeline в котором тоже установлен SSD, см.ниже таблицу:

тесты проводил под линуксом, используя "dd", по методике:

запись - # dd if=/dev/zero of=tempfile bs=1M count=1024 conv=fdatasync,notrunc
сброс кэша  # echo 3 > /proc/sys/vm/drop_caches , и тест чтения,
чтение - # dd if=tempfile of=/dev/null bs=1M count=1024
после чтения файл закэширован и повторяем команду,
тестируем скорость работы кэша  - # dd if=tempfile of=/dev/null bs=1M count=1024
Методика взята с Arch Wiki


Write
Read
Read Cache
HDD Desktop
Seagate 320Gb 7200 rpm
40.8 MB/s54.3 MB/s3.1 GB/s
SSD Desktop
Kingston HyperX 120Gb
388 MB/s407 MB/s3.2 GB/s
SSD Notebook Acer Timeline
Corsair Force 3 120Gb
211 MB/s241 MB/s3.3 GB/s
SSD Notebook Samsung
Samsung 840 Evo 250Gb
309 MB/s557 MB/s3.2 GB/s
Вот он виновник 

Как видно из таблицы, скорость работы под SSD диском возрастает в несколько раз и это действительно видно невооружённым глазом, теперь программы и их окна появляются мгновенно, такое ощущение - "выстреливают". При этом, даже недорогие SSD показывают очень хорошие результаты по сравнению с HDD, а на сегодня, их цена очень приемлема для среднего кошелька, можно купить 120Гб диск за 60-80 евро. 
Как видите, я перевёл все свои компьютеры на SSD, чего и вам желаю, во всяком случае рекомендую SSD ставить для операционной системы, а для этого не нужны большие объёмы. Если вы проводите много времени перед компьютером, а не планшетом, то стоит задуматься, чтобы освежить систему.

Немного описания про линукс и история с Майкрософт, надеюсь никого не отпугнули.
Я не собирался писать этот обзор, а поделился с другом, что собираюсь менять диск на SSD, он тут же предложил выложить опыт в блог, вот так и случилось.

Update


Вот и первый апдейт, поработал пару недель с SSD, всё в норме, захотелось перемен, всё же я установил оригинальный HDD на 750Гб в адаптер HDD-DVD (см. картинку выше) и внутрь ноутбука я его тоже поставил, никаких проблем, только пришлось разбирать заново ноутбук, при этом открутить на 5-6 винтиков больше.
"Новый" DVD встал как влитой, теперь в моём распоряжении имеется 2 диска SSD 250Gb + HDD 750Gb.
Также хочу отметить, что мне удалось настроить загрузку в Windows с HDD, ну и в старые установки Ubuntu и Arch linux, которые впоследствии можно будет почистить.
Из минусов можно отметить увеличившуюся массу, если при замене HDD на SSD, масса уменьшилась (SSD раза в 2 легче HDD), то сейчас вернулось с лихвой, потому как DVD-привод был явно легче HDD+DVD-коробка, ну а также увеличилось энергопотребление и слегка нагрев.
Понаблюдаю насколько необходим будет мне HDD, всегда можно выкрутить и вернуться изначально только к SSD.



Update 2


Прошёл год с того момента как я сделал замену диска и затем установил HDD на место DVD-привода. "Полёт" нормальный и сейчас пишу с этого ноутбука.
Решил написать апдейт к апдейту, я не знал как будет себя вести HDD на месте DVD и, вообще, нужно ли такое будет.
Как оказалось, наличие такого объёма дискового пространства внутри корпуса, по соседству с SSD очень даже приятно, по весу привык и не замечаю "тяжести", по нагреву вообще ничего не могу сказать (специально не мониторил потому как не было прецедентов), процессор зачастую при нагрузках вскипает быстрее и сильнее. По энергопотреблению, чтобы его оптимизировать, я настроил HDD так, чтобы он при бездействии останавливался.
Итог, всё очень хорошо и работает, всем доволен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий